Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Для начинающих и гитаристов, желающих повысить свой уровень проводятся

Занятия по Скайп:

подробнее см. здесь >>>

Ладовый и аккордово-функциональный

подходы в импровизации

часть 2

 

автор: Дмитрий Малолетов

 

 

Продолжаем тему анализа ладового (горизонтального) и аккордово-функционального подходов к импровизации.

 

В предыдущей статье мы рассмотрели как работают разные принципы блюзе.  В этом уроке данную темы попытаемся осветить на «русской» гармонии, которая хорошо всем знакома с детства.

Итак, возьмем гармоническую последовательность:

 

| Am | x 4

| E    | x 4

| E7  | x 4

и т.д.

 

По гармонии все сразу понимают, что это гармонический минор с тоникой Ля-минор. Аккорд E, соответственно доминанта. Все предельно хрестоматийно, как у венских классиков))). И обычно такие гармонии обыгрываются по минорным ладам, с уходом в гармонический минор на доминанте. То есть в основе концепции лежит центральный лад, который объединяет  и цементирует всю гармонию.  Постоянное тяготение в тонику дает четкое понимание и классическую функциональность аккордов.

Вот пример такого подхода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако в импровизации музыкант может уводить слушателя в другие измерения, отрывая его из тональности. Даже в таких, казалось бы, хрестоматийных примерах это можно делать весьма успешно. Концепция заключается в том, чтобы при смене аккорда адаптировать слушателя к новой тональности и к новому ладу. То есть его надо вывести из осмысления аккордов как функций в одном ладу и ввести в мир других других ладов.

В данном примере, при сочинении мелодии использован сначала гармонический минор (на аккорд Ля-минор), а при уходе в аккорд Е, я его принял не как доминанту в тональности Ля, а как тонику Е. Причем в блюзовом ладу. Игра этих двух ладов дает необычное звучание музыки, как будто встретились два разных мира.

Пример:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя этот принцип можно очень серьезно отойти от простого тонального подхода  и разнообразить свое соло.

 

Итак… В этой статье вы можете видеть как использовать ладово-модальный подход к импровизации. Как вы видите концепция работает даже в самых стандартных условиях. Но, конечно, использовать его надо исходя из художественных задач.

 

 

Книга со звуковыми примерами.

Адресована гитаристам желающим изучить основы гармонии и ладовой организации музыки.

>>> Ознакомиться