Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Для начинающих и гитаристов, желающих повысить свой уровень проводятся

Занятия по Скайп:

подробнее см. здесь >>>

Ладовый и аккордово-функциональный

подходы в импровизации

 

Дмитрий Малолетов

 

 

Данная учебная статья адресована всем любителям гитары, желающим расширить свой импровизационный язык. В этом материале сделана попытка наглядно показать разные подходы в импровизации - гармонический, при котором музыкант опирается на  функции аккордовой последовательности и ладовый, когда в основе построения мелодических линий лежит определенный лад или несколько ладов.

Оба эти подхода абсолютно не противоречат друг другу, они могут вписываться в музыкальную практику одновременно, дополняя друг друга. Тем не менее анализ этих методов даст понимание происходящих явлений и откроет простор для построения более утонченных и разнообразных импровизационных линий.

По опыту могу сказать, что в вопросах импровизации наиболее острая тема, которая волнует многих: как вырваться из «пентатоники»?
Постараемся найти путь для решения этой проблемы.

Осваивать данную тему наиболее эффективно на гармонии стандартного 12-ти тактового блюза, хотя принципы, описанные в этом материале, подходят к самым разным импровизационным стилям. 
Большинство музыкантов, играя блюз, мыслят простой формулой. Они берут блюзовый лад и на нем строят все импровизационные линии.
Вот пример такого подхода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы видите, смена аккордов в гармонии никак не отражается в мелодической линии. Она плотно «сидит» в ладу даже тогда, когда аккордовые ноты и мелодия в импровизации создают резкий диссонанс. Обратите внимание, как в пятом такте при уходе на аккорд С7 в мелодии играется блюзовый тон (b5 ступень), то есть Db.  И это не  считается ошибкой, более того, именно такие случайные комбинации порой дают яркие краски.

 

По сути это самый примитивный подход к импровизации, тем не менее он хорошо работает и на нем можно сыграть много интересной музыки. Но в ладовом отношении, по сути, обогревается тонический аккорд. Вот послушайте пример, где та же самая импровизация звучит на один тонический аккорд, не вызывая никаких противоречий (в отличии от игры на другие аккорды, где так или иначе есть шероховатости):

 

 

 

 

 

 




 

Многие музыканты, играющие блюз (и другие стили музыки), хотят вырваться из "плена" одного лада, но не знают как это сделать. Есть, как минимум, два способа.

 

Первый, как было уже сказано: аккордово-функциональный. При этом подходе музыканты тоже мыслит ладом, но в рамках аккордовых функций, которые обыгрывает. То есть  разница в том, что при выборе импровизационной линии приоритет идет на вертикаль, а не на горизонталь. Проще говоря, мелодия идет за аккордом, ложится на него, больше опираясь на аккордовые звуки. Музыка от такой концепции получается очень мягкой, в ней нет той колючести, которая возникает от диссонансов и нестыковки мелодии и гармонии, рассмотренных в первом варианте. В блюзе при таком подходе музыкант аккорды мыслит классическими функциями T S D и соответственно звучит музыка несколько классически. Так в доминанте в аккорде D7 появляется нота f#, которая не входит в блюзовый лад. Но она используется для того, чтобы более четко обозначить доминантсептаккорд на пятой ступени.
Пример:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы расширить импровизационную линию, избежать слишком слащавое звучание, музыканты вместо простых функций обыгрывают альтерированные аккорды, надстройки или строят фразы через стандартный джазовый оборот I II V.  Эти обороты выводят линию за пределы лада. 
Импровизационная линия при таком подходе тоже «идет за аккордами», обыгрывая функции, но звучание получается более утонченное и разнообразное.

Для того, чтобы импровизировать по такой системе необходимо наработать неплохой багаж импровизационных фраз. В блюзе отлично подходят джазовые обороты  I II V. Играть их можно от разных ступеней с разрешением в следующую функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь мы рассмотрим другой метод. Он основан на ладовых принципах, но в отличии от примитивного (самого первого варианта), при котором вся музыка строилась в одном ладу,  в нем будет использоваться несколько ладов.
Изменение мышления здесь достаточно кардинальные, так как в этом методе каждый аккорд рассматривается как временный тональный центр.  То есть аккорд С7 в пятом и шестом такте блюза не осмысляется как субдоминанта к G. Соответственно из тональности G можно уходить в новую тональность С и уже от этой тоники строить блюзовый (в данном случае) лад.
Сложность восприятия такой импровизации обуславливается тем, что слушатель все равно в смене аккордов ощущает смену гармоний в тональности. И для того, чтобы импровизационная линия была приятной на слух, слушателя надо к новому ладу адаптировать. Вот один из вариантов применения этого способа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, в данной статье мы рассмотрели три подхода к построению импровизации.
Первый - ладовый принцип начального уровня. В этой концепции мелодии строятся на звукоряде одного тонического лада. Блюзовый лад, который основан на мажорной и минорной пентатонике с b5 ступенью, имеет достаточно выразительных средств и многие музыканты за всю свою карьеру на выходят из этих нот и чувствуют себя комфортно.

Если же кто-то хочет идти дальше в расширении музыкального языка, то в этом деле может помочь аккордово-функциональное мышление. При этом импровизация строится на обыгрывании аккордов в зависимости от их функций в гармонии.  Мысленно расширяя гармоническую последовательность, музыкант получает огромное кол-во вариантов для построения фраз. Но при этом общая тональность музыки все равно чувствуется. Как чувствуются тяготения и разрешения аккордов.

Третьим способом является модальный подход. Этот способ импровизации имеет другие принципы. Каждый аккорд мыслится как  отдельная самостоятельная субстанция, как новый тональный центр. Сложность такого метода в том, что нужно уметь быстро переходить в другие лады, при этом делать это плавно, адаптируя слушателя к новым ладо-гармоническим условиям.

 

Как вы понимаете все три способа могут использоваться в рамках одной импровизации, дополняя друг друга. В зависимости от целей и задач конкретного произведения музыкант может выбирать план на построение импровизации.

 

Для свободной импровизации необходимо легко ориентироваться в гармонии и хорошо знать аппликатуры используемых ладов. И, конечно, теоретические принципы должны только помогать музыканту. Они никак не могут использоваться формально, только потому что теоретически это обосновано. Главной опорой в импровизации должен быть слух и художественный вкус.

 

Надеюсь данная статья вам даст пищу для размышления. До новых встреч.

 

Продолжение:
Вторая часть статьи>>>

 

 

Книга со звуковыми примерами.

Адресована гитаристам желающим изучить основы гармонии и ладовой организации музыки.

>>> Ознакомиться