Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Блюзовый лад в гармонии натурального мажора

 

Дмитрий Малолетов

 

Музыканты эстрадных направлений при игре соло партий в мажорной гармонии нередко используют блюзовый лад, в котором присутствуют  b3, b5, b7 ступени.  На первый взгляд может показаться, что использование малой терции, а также малой септимы приводит соло на мажорной гармонии к явному диссонансу.  Однако наш современный слух уже давно привык к «блюзовой» интонации, где мажор и минор уживаются вместе и это уже не воспринимается как что-то необычное.

 

Как вы понимаете в гармонии мажора самым простым способом игры соло является использование мажорной гаммы. Для примера возьмем стандартную мажорную гармонию:

I  V  vi IV


В тональности (Еdur) это будет последовательность аккордов: E B C#m A.

На эту гармонию в виде демо сыграем соло, полностью построенное на нотах мажорной гаммы (Edur).

 

Пример 1  (для прослушивания примера необходимо скачать  mp-3 900kb)

 

Данное соло слушается очень правильно, стандартно, без каких-либо оттенков. Это типично классический подход к игре партии соло и его часто можно услышать в музыке советских композиторов, которые получили профессиональное классическое музыкальное образование.

 

Для придания музыке некоторой «шероховатости», дабы вывести соло из стандартных рамок натурального мажора можно использовать блюзовый лад.

Самым легким способом его применения является добавление b3, b5, b7 ступеней к мажорной гамме. Обычно эти блюзовые тона «цепляются» при игре как проходящие ноты. Опорными звуками при таком подходе являются мажорные ступени.

 

Пример 2

 

Как вы видите такое соло не вызывает каких-то диссонансов. Проходящие ноты воспринимаются легко, при этом все же легкий блюзовый колорит ощущается.

 

Рок-музыканты используют  блюзовый лад более жестко.  Если на мажорную гармонию играть типичные блюзовые импровизационные фразы, построенные на нотах только блюзового лада, то можно получить несколько другую музыкальную картину.   Специфические  приемы игры (бэнды) еще больше усиливают эти ощущения.

 

Пример 3

 

Игра типичных блюзовых фраз на гармонию натурального является несколько прямолинейным подходом. Воспитанные на блюзе музыканты воспринимают такие соло без проблем, но «простой народ», то есть люди воспитанные на традиционной тональной музыке могут почувствовать некий дискомфорт.

Как говорится, истину надо искать посередине.  Самым приятным для слуха способом соединения мажора и блюзового лада является чередование мажорной и блюзовой фразы. Мажорная будет создавать ощущение правильной гармонии и органичности. Блюзовая же фраза будет придавать музыке некую «непричесанность», которая отличает сладкий лимонад от терпкого шампанского.

В приведенном ниже примере вы можете слышать как чередуются мажорные и блюзовые фразы.

 

Пример 4

 

Итак, подведем итоги.

Для расширения выразительных средств и придания музыке характерного колорита при игре на гармонии натурального мажора эффективно использовать блюзовый лад. Самым простым способом является включение в мажорную гамму блюзовых ступеней, которые в соло играются как проходящие ноты. Если прямолинейно играть на мажорную гармонию  блюзовый лад (или даже минорную пентатонику), то такой подход возможен, но подойдет не ко всем стилям эстрадной музыки.

Самым оптимальным решением будет «золотая середина», в которой мажор и блюзовый лад чередуются, где каждый лад используется в определенных пропорциях в рамках единой музыкальной ткани. В этом случае соблюдается закон «единства борьбы противоположностей» и соло получается наиболее гармоничным.

Для того, чтобы грамотно пользоваться ладами надо хорошо изучить как мажорные импровизационные фразы, так и блюзовые. Далее, опытным путем (сочиняя мелодии на гармонии) находить интересные сочетания фраз, то есть различные комбинации ладов при игре. Свои наработки можно применять уже на практике, при сочинении мелодий, соло и импровизации.

Книга Дмитрия Малолетова
"Лад и Гармония"

Подробнее >>>