Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

 Гармонический анализ пьесы "Облака"

 

 

              {A}

    | G  |   |[ Gm7      Ebm7 | Bbm7      | C        G/B   |  Bb       F    |    Gsus         | G          : ]|

(g):  i           i      (bb): iv         i       (G):IV        I/3 (  g): bIII    bVII (G): Isus            I

 

     {B}                                              1________________ 2_______________

       |[ C           G/B  |   Eb     Bb/D   | Cm7       |  Gm9       :]| Cm7     | Cm6/9    ||

(G): IV        I/3       (g): bVI      bIII/3      iv             i                    iv           i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснение:

Вся пьеса построена на смене мажора и минора и  легкого отклонения (кратковременного выхода из основной тональности).
Во вступлении 2 такта в Gm играются кварто-квинтовые аккорды. В части {A} уже в первом такте (на третью долю) происходит отклонение в Bbm (то есть на малую терцию вверх). Это дает эффект еще большей, глубокой минорности. Но уже в третьем такте происходит возврат в тональный центр G, только мажор. Этот прием просветляет третий такт. После мрачных минорных оборотов мажор кажется неким светом в темном царстве))). Но следующие такт отклонят гармонию в Gm, после чего происходит разрешение в мажорную тонику через аккорд с задержанием sus. Данный оборот построен на мажоро-минорной последовательности, где в мажор вкраплены минорные ступени.
Соотвественно и мелодия с вариацией построена на «переливах» мажора и минора.
Вторая часть {B} строится на смене мажора и минора (миноро-мажора). Первый такт играется на гармонии S -T по Gdur Во втором происходит отклонение в минор (играются минорные ступени) с разрешением в минор.

В заключительной части композиции после первой части мы остаемся в мажоре. «Облака» улетели, грустно, конечно, но настроение осталось хорошее.)))

Для того, чтобы разбираться в таких гармониях, а также в более сложных ее видах всем желающим хочется порекомендовать учебное пособие
«Лад и Гармония», где изложены многие принципы ладообразования и музыкальной гармонии.

 

                       

                                     Подробнее о книге см. здесь >>>