Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Книга со звуковыми примерами.

Адресована гитаристам желающим изучить основы гармонии и ладовой организации музыки.

>>> Ознакомиться

Игра ладов. Одноименный мажоро-минор.

 

Понятие «одноименный мажоро-минор» обозначает объединение одноименных ладовых систем мажора и минора. В такой микс-системе музыкант использует  гармонические ступени мажора и минора в рамках одного тонального центра.

 

Для того чтобы понять смысл слов, давайте послушаем пример:

Гармоническая последовательность отрывка

следующая:

 

 

 

 

       |[ A   F#m | Dm  Em :]| X 2 | A   |

  (A):   I     vi      iv      v                I

 

 

 

 

В первом такте гармония находится в мажоре (тоника и шестая ступень), во втором такте происходит отклонение в минор (в минорную субдоминанту и доминанту). На игре двух ладов происходит смена настроений, утонченный оттенок.

 

Как вы понимаете при сочинении музыки можно использовать самые разные комбинации мажора-минора с преобладанием того или иного лада.

 

Например:

 

         |[ Am  |  Em | F#m |  D  :]| A m  ||

  (a):     i          v       vi       IV     i

 

 

 

 

 


Известным приемом применения мажоро-минора является разрешение минорной последовательности в мажорную тонику.

 

 

 

      |[ Am   |  G     |  D       |  A      :]|

(a):    i          bVII    IV          I

 

 

 

 

 

В данном отрывке развитие происходит в дорийском ладе, но разрешение происходит не в минорную тонику, а в мажорную. На тонике происходит некое просветление. Отчетливо слышна игра мажора и минора.

 

Иногда можно спутать звучание дорийского лада с мажоро-минором, так как в дорийском миноре субдоминанта мажорная, как и у мажора. При гармоническом анализе ее можно принять за мажорную ступень. Чтобы их отличить надо помимо последовательности  анализировать мелодию, т.е. ладовую структуру. То есть как ведет себя мелодия при уходе в субдоминанту остается в дорийском ладу, или отклоняется в мажорные ступени.

 

В первом примере мы находимся в дорийском ладу, так как лад сохраняется при уходе в субдоминанту. Во втором же примере, на четвертой ступени слышно, что лад отклонился в мажор.   В мелодии «мелькают» нотки с#, характерная ступень мажора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, в этой статье вы познакомились с интересным композиционным приемом на основе одноименного мажоро-минора.  Освоив принцип вы можете найти свои интересные гармонические сочетания.