Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Книга со звуковыми примерами.

Адресована гитаристам желающим изучить основы гармонии и ладовой организации музыки.

>>> Ознакомиться

Ионийский лад и натуральный мажор

 

Общаясь с музыкантами, а также читая некоторые статьи по теории музыки  замечаю странную трактовку ионийскому ладу, который часто называют «натуральным мажором».

Обусловлено это тем, что натуральный мажор и ионийский лад совпадают по своему интервальному составу поэтому разницы в этих ладах многие не видят.

 

Постараемся разобраться в вопросе и понять в чем же отличие этих ладов?

 

Самое главное, что нужно понять заключается в том, что ионийский лад, как диатоническая интервальная организация звуков была известна не одну тысячу лет назад в эпоху одноголосия. В Древней Греции лад получил свое название и был широко распространен в музыкальной практике. Натуральный мажор, как понятие отражающее гармоническую структуру классической музыки, возник только в XVIII веке.

Таким образом, ионийский лад существовал в эпоху  одноголосия (античности) и полифонии (раннего средневековья), но в гармонической структуре, в функциональной аккордовой гармонии ионийский лад меняет свое качество и превращается в мажор.

 

Мажор образовался на базе ионийского лада за счет уникальной гармонической  вертикали квинто-терцовых аккордов, которые образовали стройную функциональную систему T S D.  Так в мажоре появилась известная нам классическая гармония, которая в эпоху одноголосия, естественно, отсутствовала.

 

В эпоху средневековья (и даже в античности), в полифонии, в голосах конечно появлялись различные вертикальные созвучия. Однако это не были аккорды в нашем понимании. Это было движение голосов и их вертикальное пересечение. Мышление все равно было мелодическим, одноголосным. Люди не мыслили аккордами. Такой тип музыкального мышления появился в эпоху мажора, в эпоху классической гармонии.

Так постепенно эволюция музыки привела к мажоро-минорному мышлению, пройдя путь от одноголосия, через полифонию, к мажору.

Поэтому говорить, что ионийский лад тождественен натуральному мажору некорректно, так как эти два понятия отражают разные эпохи эволюции музыки и соответственно разное музыкальное мышление: модальное и тональное.

 

Как же все это применять на практике?

 

Возьмем (сочиним) простую мелодию в ионийском ладу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее попытаемся ее оформить в виде «античного» ансамбля. Понятно, что  сделать это в чистом виде вряд ли получится, так как музыку той эпохи услышать не представляется возможным. Но если проанализировать народные музыкальные формы, сохранившие традиции, например, индийские раги или фолк-музыку других народов, и понимая музыкальное мышление той эпохи, то можно в приблизительной форме представить как звучала музыка в ионийском ладу в древние времена.

В данном примере звуки мелодии опевают тональный центр. Это самый простой способ создать модальный аккомпанемент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В средние века, в эпоху распространения многоголосия (полифонии) ионийский лад применялся как один из церковных ладов. Причем лад этот был не основной (не имел такого широкого распространения как, например,, дорийский)

 

В полифонии пересечение голосов давали созвучия. Например в следующем примере вы можете слышать одновременное звучание трех голосов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже в полифонии музыканты интуитивно создавали благозвучные звуковые вертикали. Помимо кварт и квинт, совершенных интервалов, которые применялись в созвучиях античной музыки, на передний план выходит терция. Постепенно музыкальное мышление приходит от одноголосия и полифонии к гармонической (аккордовой) структуре, в которой ионийский лад превращается в мажор.

В примере вы можете слышать один из вариантов такой гармонизации данной мелодии.   При смене аккорда отчетливо слышна смена функции в аккордовой последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мажоро-минорной гармонии есть  масса правил, которые касаются движения аккордов. Некоторые обороты, например, I V IV (T D S) в мажоро-миноре запрещены. Эти правила направлены на то, чтобы разрушить модальные стереотипы древности. Строгая функциональность «отлаженного механизма» в данной системе является главным приоритетом.

 

В мажоро-миноре гармония подчиняет мелодию, являясь  основным носителем музыкальной конструкции.  Поэтому часто можно услышать от музыкантов такие понятия, как игра импровизации на гармонию,  при которой на заданную аккордовую последовательность сочиняется мелодия. Если в эпоху одноголосия всегда сначала сочинялась мелодия, а потом все остальное (аккомпанемент), то при развитии гармонического мышления зачастую мелодию сочиняют на гармонию. То есть подбирают мелодию на заданную (придуманную) аккордовую последовательность.

Хочется отметить, что ладовые подходы в мажоро-миноре так или иначе присутствуют. Они никуда не делись, просто перешли в другое качественную плоскость.

 

 

Развитие мажоро-минорной гармонии постепенно толкало музыкантов к поиску новых музыкальных красок. В конце XIX века в классической музыке наметился поворот к модальной (ладовой) организации. То же самое, тот же закон,  потом проявился и в развитии джаза. В целом развитие музыкальных стилей сводится к следующей закономерности:

 

1) Народное музицирование (простые ладовые формы)

2) Профессиональный этап (мажоро-минорная функциональность)

3) Неомодальность (возвращение к модальной организации, но на более высокой ступени. Мажоро-минор также входит в копилку выразительных средств, но при этом растворяясь, теряя строгость функциональности)

 

Среди множества вариантов гармонизации  нашей мелодии в данной концепции я выбрал достаточно простой вариант. Единственно чем отличается он от «примитивно-народного» наличием кварто-квинтовых модальных аккордов, которые получили широкое применение в модальном джазе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом примере трактовка и анализ идет через ионийский лад. Мажоро-минорное мышление, конечно здесь также присутствует, хотя бы потому что тональность мы определяем как «До-мажор». Тем не менее, структура строения музыки типично модальная, так как гармония строится не на законах функциональной гармонии (смены функций), а рассматриваются как вертикаль лада (в данном случае аккорды построены на нотах лада по квартам/квинтам).   Такие аккорды вносят фоновую  окраску, но не меняют функцию (которая в данном случае не выходит из тоники).

 

Заключение:

 

Итак в данной статье сделана попытка показать  различие ионийского лада от мажора. Через понимание эволюции музыки вы можете четко определить где  проходят границы ионийского лада, а где он превращается в мажор.

Надеюсь эта статья подтолкнет вас к изучению и других вопросов теории лада и гармонии.