Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov,

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Восемь вопросов о музыке и жизни

 

Марк Вайгер

 

Встреча произошла в Пушкинской галерее Арт-Ликор. На этот раз хозяин этого уникального культурного центра - Алексей Иванов пригласил легендарного гитариста Дмитрия Малолетова.

Если заглянуть в интернет, то можно узнать, что Дмитрий - "российский гитарист, композитор, публицист, продюсер. Один из немногих гитаристов России, владеющий необычной техникой игры на гитаре «двуручным независимым теппингом». Автор первых и пока единственных русскоязычных учебных пособий по «фортепианной» технике игры на электрогитаре..."

Профессиональную музыкальную деятельность Дмитрий начал в Белорусской Государственной филармонии в 1987 году в группе «Ассорти». После окончания института был приглашен в группу "Красные Маки". Далее, в течение 10 лет работал в аккомпанирующих составах у ряда звезд российской эстрады, таких как: Игорь Николаев, Ирина Аллегрова, Олег Газманов, Наташа Королева, Валерий Сюткин, Алексей Глызин, а также в группе «Электроклуб». Как студийный гитарист участвовал в записях песен для большого количества звезд, таких как, Алла Пугачёва, София Ротару, Лариса Долина ...

Без сомнения, всё это- замечательная информация об удивительном профессиональном музыканте. Но...

Но нам бы очень хотелось поговорить не о внешней стороне событий, а о внутренней и причинной связи явлений: о семье, традициях, впечатлениях...

Мы встретились после концерта и задали Дмитрию Малолетову всего восемь вопросов о музыке и не только:

 

 

Дмитрий, с чего началось Ваше стремление к музыке?

В 6 лет родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Они считали, что музыкальное обучение необходимо для всестороннего развития личности.

Но, честно говоря, мои занятия музыкой проходили «из под палки». Мне было даже стыдно идти на сольфеджио с нотной папочкой, когда во дворе мои друзья сражались друг с другом в хоккейной коробке!

Все изменилось лет в 12, когда я услышал другую музыку: Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin. Как и многие мальчишки в моем окружении, я начал осваивать рок-гитару. Тут стоит отметить, что рок-гитара, помимо музыкальных аспектов, требовала решения технических задач. Для получения характерных звуков и эффектов нам требовалось много приборов и специальных устройств, которые купить в то время было невозможно. Советская промышленность все это просто не выпускала. Поэтому мы сами паяли ламповые усилители, наматывали звукосниматели, делали самопальные «примочки»  для получения эффектов, конструировали электрогитары. Все это выходило далеко за рамки чисто музыкальных занятий. Неслучайно многие мои друзья детства стали инженерами, специалистами в области радиоэлектроники.

Все эти самодельные устройства и гитары мы использовали в школьном ансамбле, играя на танцах и школьных вечерах.

Играли мы в основном классику рока. Как ни странно, но в школе (на танцах) нам никто не запрещал играть эту музыку и петь на английском языке.

Сразу вспомнился один случай. Пытаясь петь на английском я не учил оригинальный текст, который был труден и непонятен, а сочинял свой. Это был даже не текст, а просто некий фонетический набор слов и звуков. Мы это называли «птичий язык», который напоминал английский для тех кто его не знает. Как-то раз на школьном вечере я пел песню «Лестница в небо», на этом своем птичьем языке, и обратил внимание как внимательно меня слушает наша учительница английского языка! Я даже вспотел от напряжения, так как понимал насколько нелепо я выгляжу со своим бессвязным набором слов в ее глазах.

Через пару дней, на уроке английского языка, я весь дрожал от страха! Учительница меня подняла, долго на меня смотрела и сказала: «Малолетов, я не понимаю…. Вы пели на английском, я бы сказала, на чистом английском, с неким йоркширским акцентом, но при этом вы такой троечник, на уроках не можете двух слов связать! Как такое может быть?»  Потом с ребятами мы долго смеялись, понимая что наша училка английского не может отличить тарабарщину от реального английского языка.

 

Какое участие в Вашем формировании принимали Ваши родители. Расскажите о них.

 

Мой отец был военный, ведущий инженер-испытатель НИИ им. Чкалова.

Поначалу он не очень понимал мое увлечение рок-музыкой. Так как по его мнению все это мешало мне хорошо учиться. Но потом, когда увидел, что это для меня серьезное занятие, он стал мне помогать во всем. До сих пор в глазах стоит картина, как отец, возвращающийся из очередной командировки, несет в руках гитару в фирменном чехле!

Человек он был с чувством юмора. Помню приходит с полетов, усталый, сядет в кресло, включит маленький черно-белый телевизор, а там на единственном канале звучит….. симфония. Смотрит папа на этот оркестр и говорит: «Да…. Если бы я мог начать жизнь заново, то стал бы дирижером.»

Спустя много лет, стоя перед студенческим оркестром с дирижерской палочкой, я все время вспоминал отца и эту сцену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама была преподавателем физики, математики и астрономии.

 

В детстве я не очень понимал, почему моя мать так настойчиво заставляла меня учить математику. Неужели мне пригодятся интегралы и другие синусы и косинусы? На что она отвечала: «Математика - гимнастика ума! Научишься решать задачи по математике, научишься решать и жизненные задачи!». Как же она была права!

Я очень благодарен своим родителям за свое детство. Мне с этим очень повезло.

 

Как Вы перешли на новый двуручный стиль игры? Как Вы открыли для себя этот стиль?

Я поступил на эстрадное отделение в Минский институт культуры по классу гитары. Как раз в этом году в институт пришел новый преподаватель по гитаре Владимир Николаевич Ткаченко. Это очень известный в Беларуси музыкант. Именно он работал гитаристом классическом составе «Песняров» (в конце 70-х начале 80-х) с Владимиром Мулявиным. Он был не только одним из лучших гитаристов СССР, но аранжировщик, музыкальный теоретик, имеющий свою систему ладовой импровизации. Кроме того, консерваторию он закончил как скрипач, к тому же имел абсолютный слух. Словом, попасть к такому педагогу, можно считать не просто удачей, мне это было послано самой судьбой. В его присутствии я чувствовал себя мелкой букашкой, которая пытается что-то там услышать и повторить. И видя перед собой такую музыкальную величину, эталонную, я бы сказал единицу, я старался тянуться к этому уровню.
Владимир Ткаченко к тому времени уже владел техникой тэппинга. Я был просто поражен тому, что увидел, так как гитара в его руках превращалась в какой-то совсем другой инструмент. Это был некий качественный скачек в эволюции гитары! Конечно, я не мог пройти этого мимо и начал заниматься. Стоит обратить внимание, что эта техника хоть и имеет связь с обычной игрой на гитаре, но все же требует новых подходов. По сути гитарист, изучающий этот способ игры, должен учиться играть на гитаре практически заново.

Для этого я из грифа старой гитары сделал специальный тренажер. Теперь я мог тренировать руки где угодно - на лекциях, в метро и даже на ходу.

Благодаря этому я уже через полгода завоевал приз на конкурсе гитаристов в Минске.

Однако я понимал, что данная техника является неким экспериментом, что нельзя забывать и о стандартных способах игры. Что будущее гитары в соединении всех способов, всех технических приемов.

 

У Вас есть ученики?

Да, мне приятно говорить о том, что у меня есть ученики и последователи. В свое время я преподавал гитару в Гитарном колледже. Помимо гитары я преподавал теорию музыки и гармонию. Сергей Галоян, например, стал известным композитором, автором знаменитых хитов группы «Та Ту». Андрей Смирнов сейчас играет в западной группе «U.D.O.». Анна Куликова участница «Фабрики Звезд»… Всех не перечислишь. Что касается тэппинга, то многие мои ученики продолжают развивать эту технику, многие играют мои пьесы. Кроме этого, на YouTube я случайно натыкаюсь на молодых ребят, которые играют мои пьесы. Мне приятно осознавать, что мое дело дало плоды. Возможно это самое ценное, чем я могу гордиться.

 

Вы много работали со звездами эстрады, какие были забавные, поучительные и серьезные, перевернувшие Вашу жизнь ситуации?

Вы знаете, за время моей работы со звездами эстрады накопилось столько историй, что я даже думаю выпустить на эту тему целую книгу. В целом работа в качестве гитариста аккомпанирующего состава это полезный этап в развитии музыканта. Но, как мне кажется, не стоит в поп-музыке, в нашем попсовом шоу-бизнесе, застревать надолго… Все же музыканту надо идти дальше и добиться в жизни чего-то самому. Так как не всегда при аккомпанементе песен, за которые, правда, неплохо платят, можно найти полную реализацию своих творческих идей. А без реализации своих талантов, без раскрытия своего потенциала, творческий человек не будет счастлив.

 

Расскажите о создании группы DM BLUES JAM.

Группа была создана в начале 2000-х годов для клубной работы. Состав наш постоянно менялся, что было продиктовано самим форматом, который больше напоминал блюзовый джем-сейшн. Никаких коммерческих целей я не ставил. Просто иногда хотелось поиграть музыку своего детства, под «пивко», развлекаясь и развлекая других. Ничего серьезного… Поэтому я не делаю особо каких-то ставок на этот проект и особо не говорю о нем, дабы не отвлекать внимание от основного дела, то есть сольных гитарных выступлений.

 

За Вашими плечами огромная гастрольная практика в разных странах мира. Самая запомнившаяся поездка.

Вы знаете, самая запомнившаяся на сегодняшний день, это последние гастроли на Филиппины. Отчасти это от того, что вернулся от туда две недели назад и воспоминания очень свежи. На Филиппинах я выступал в рамках культурной программы экономического форума Россия-АСЕАН. Это было достаточно ответственное мероприятие, где я отвечал не только за себя, но и в какой-то степени представлял нашу страну.

Запомнилась мне эта поездка напряженным графиком. Например, после суточного перелета, выйдя из терминала, встречающие люди мне объявили, что мы едем с вещами сразу на концертную площадку. Ответственные выступления, где присутствовали послы разных государств и люди большой политики и бизнеса.

А потом, в 4 утра подъем для участия в утреннем телеэфире. А после съемок шести часовой переезд в провинцию Субик Бей и там два выступления в разных залах.

 

 

Дмитрий Малолетов на концерте в г. Олонгапо (Субик Бей) Филиппины

 

Понятно, что жизнь в таком режиме требует крепкого здоровья. Поэтому молодым музыкантам, которые спрашивают меня «как добиться успеха» я отвечаю:  первое - купите абонемент в фитнесс клуб, бассейн или теннисный клуб!  Все начинается с тела! В здоровм теле - здоровый дух!

Помимо этого…. Хорошо запомнилась поездка в Малайзию в сентябре прошлого года. Там у меня были сольные концерты в большом зале, на высоком уровне. (Читайте статью о гастролях Д. Малолетова в Малайзию здесь >>>)

 

Хочется сказать, что я открыл для себя страны Юго-Востока и очень полюбил их! Прекрасные зрители, которые любят гитару, которые понимают и ценят то что ты делаешь, солнце, море, фрукты и морепродукты!  Все это оставляет самые яркие впечатления в жизни и дает стимулы для развития!  И хочется поблагодарить тех людей, которые верят в меня и дают возможность выступать на таком уровне.

 

Какие джазовые исполнители Вас вдохновляют?

Вы знаете, если я буду перечислять всех музыкантов, которые меня вдохновляют, то это займет много страниц. Тут стоит сказать, что музыканты слушают музыку не как обычные слушатели, то есть не только как произведения искусства. Они анализируют качество записи, изучают приемы, осваивают новые технические вопросы, а также интересные ладово-гармонические находки.

Исходя из этого я сейчас больше слушаю сольных исполнителей, то есть тех, кто на сцене играет один. Я учусь этому. Этот жанр, в отличии от ансамблевого, где можно «спрятаться» за «толпу», требует максимальной технической и психологической подготовки. Среди мастеров сольной игры хочется выделить Томми Эммануэля - легендарного гитариста из Австралии, который просто фантастически владеет акустической гитарой. Последнее время меня вдохновляет именно он!

Среди джазовых исполнителей я часто слушаю Джо Пасса, его сольные композиции. Это первый человек, кто записал пластинку на электрогитаре соло, тем самым вывел электрогитару на уровень классической гитары!

Кроме этого, я слушаю и классических гитаристов. У них всегда есть чему поучиться. А именно тонкой исполнительской культуре и эстетике.

Ну и конечно, я стараюсь слушать «музыку жизни». Шум городской жизни… Или на природе, особенно ночью. Постепенно понимаешь, что лучшая музыка это тишина.

 

Спасибо, Дмитрий!

Удачных Вам выступлений и творческого озарения!

Мы продолжим репортажи с галереи Арт-Ликор

С вами был

Марк Вайгер