Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Интервью для вологодского отделения газеты "Московский Комсомолец" от 5 марта 2016 г.
Автор: Сусанна Никоян

Дмитрий, вы являетесь одним из немногих гитаристов в нашей стране, владеющих двуручным независимым теппингом. Расскажите, что это за техника? В чем ее необычность?

 

Новая  техника игры на гитаре «тэппинг» стала распространяться в гитарной среде еще в начале прошлого столетия. Принцип этого способа, если описать словами, сводится к следующему.

При обычной игре на гитаре левая рука зажимает струны, а правая, ударяя по струнам кистью (или медиатором), производит звукоизвлечение.  В тэппинге левая и правая рука извлекает звук от ударов по струнам между ладов на грифе гитары. Все это отчасти напоминает  игру на фортепиано, где обе руки играют свои собственные партии. У слушателя создается впечатление, что на гитаре играют два гитариста.

 

Сначала джазовые гитаристы использовали этот прием как некий технический фокус. Потом на этом приеме стали исполнять законченные произведения.

Недавно я обнаружил интересный факт. На одном из концертов в Калуге ко мне подошел довольно пожилой балалаечник и рассказал мне, что на балалайках так играли еще в 18 веке! Так что история этого приема уходит в глубь веков. Но современные инструменты и звукоусиление гитары дало возможность раскрыть огромный потенциал этой техники.

 

Когда я увидел первый раз этот удивительный способ игры на гитаре в исполнении моего педагога Владимира Ткаченко (преподаватель эстрадного отделения Минского института культуры), то, конечно, захотел им овладеть! Это было непросто, так как данная школа еще не имеет каких-то выработанных правил, и до многих секретов приходилось доходить самому. Но главная сложность этой техники в том, чтобы превратить «технические трюки» в музыку, в искусство.

 

 

Почему именно гитара? (можно рассказать о первом опыте и заодно ту историю про подростков, которые приходят учиться играть, про их фантазии)

 

В 6 лет родители меня привели в музыкальную школу на фортепиано. Но я не очень то полюбил этот инструмент. И в целом, занятия музыкой мне казались занятием для девочек. Я очень стеснялся ходить с нотной папочкой по улице, мимо хоккейной  коробки, где мои товарищи сражались в настоящей мужской битве!

Но лет в 13, услышав рок-музыку с ее ревом гитарных риффов и искрометных соло, у меня перевернулся мир! Я просто влюбился в гитару, проводя с ней дни и ночи, забыв об учебе. Но уже через полгода занятий меня взяли в  школьный ансамбль. Общаясь впоследствии со многими гитаристами, а также анализируя своих студентов, будучи на преподавательской деятельности, я пришел к убеждению, что любовь к гитаре у мальчиков не случайна! В биографии многих музыкантов можно прочитать, что на гитаре они начали заниматься именно в 14 лет! Гитара это такая красивая, удивительная  девушка! Даже ее формы напоминают женскую фигуру! Средневековые мастера гитары, видимо, при изготовлении инструментов знали толк в истиной красоте!  Может быть поэтому гитаристы самые преданные своему инструменту музыканты.

 

С чего началась именно профессиональная деятельность?

 

После поступления на эстрадное отделение Минского института культуры я по вечерам начал играть в ресторане. Это была первая профессиональная работа с записью в трудовой книжке «Артист 2-й категории». Потом меня пригласили в Белорусскую филармонию в ансамбль «Ассорти», с которым мы уже ездили на гастроли по Беларуси.

В 1988-м году в институте мой товарищ, который работал в Москве, предложил поехать на прослушивание к композитору Игорю Николаеву. Посреди сессии, я рискнул и поехал, хотя не очень-то верил, что среди многих претендентов выберут именно меня. Не скажу, что я был лучше других, скорее просто судьба сложилась так, что Игорь Николаев пригласил меня и я стал членом замечательного коллектива, где работали супер-профессоналы.

Работа у Игоря Николаева мне дала не только концертный опыт, а играли мы порой по 4 концерта в день, но и студийный. Все песни, который композитор писал для Ирины Аллегровой, Аллы Пугачевой и других исполнителей я записывал в студии и изучал тонкости работы звукорежиссеров, аранжировщиков, продюсеров. Это был бесценный опыт, который давал профессиональный рост.

 

Вы работали со звездами российской эстрады, но уже более 20 лет выступаете сольно. Почему решили стать самостоятельным музыкантом?

 

Со временем наступил момент, когда я почувствовал, что должен реализовать свои идеи. Стоит добавить, что в начале 90-х годов на российской эстраде начался полнейший ад - концерты под фонограмму, что я не мог переносить! И студийная работа в рамках песенного формата стала мне уже не очень интересна. Хотелось чего-то более сложного и интересного в музыкальном плане. Зачастую в песенном эстрадном жанре производители (композиторы, поэты, музыканты) специально занижают планку, чтобы песня сразу попала в цель для самого неискушенного человека. А для этого она должна быть предельно простой, даже примитивной. Иногда я был свидетелем верности поговорки, которая ходила в нашем цеху «чем хуже - тем лучше». То есть делаешь хорошую песню, она никому не нужна. А запишешь на трех аккордах «блатняк» и песня становится хитом!  Словом, в этом цеху, мне стало очень тяжело, так как не было каких-то возможностей для собственной реализации творчества. А держать его внутри, для тех у кого это творчество накапливается, очень непросто! Так я, в середине 90-х и пошел своим путем, в область узкого профессионального сегмента.

 

Помимо музыкальной деятельности, вы ведете мастер-классы, пишите статьи и даже являетесь автором книг-пособий по фортепианной игре на электрогитаре. Откуда это? Желание передать знания, поделиться опытом или нечто иное?

 

После ухода из большого шоу-бизнеса мне надо было как-то переварить полученный опыт и у меня начался такой философский период жизни. В это время я начал публиковать свои статьи в музыкальных журналах.

Чуть позже я выпустил книгу, в которой поделился своим опытом освоения «тэппинга». Это первое русскоязычное издание по этой необычной технике игры на гитаре. Потом написал еще книгу по теории музыки. Недавно, в апреле прошлого года, у меня вышла еще одна книга «Лад и гармония», в которой проведен анализ модальных принципов ладообразования и гармонии.  Отличительной особенностью этой книги является то, что она сделана в электронном виде, в котором помимо текста, графики и нот, есть еще мультимедийный контент (видео и аудио). Все изучаемые элементы можно послушать. Ведь если не слушать примера, то понять о чем идет речь в тексте очень трудно.  На моем сайте есть вся информация по этому поводу, если кому будет интересно.

Конечно, главным мотивом в выпуске этих учебных пособий является желание поделиться опытом с молодыми музыкантами, которые начинают свой путь.

 

А как вообще создается композиция, с чего все начинается, с образа в голове? Что Вас вдохновляет?

 

Это очень сложные вопросы… Я пытался зафиксировать творческие этапы создания произведения, но думаю, что у каждого они свои. Лично у меня все начинается с какого-то первоначального посыла, с идеи. Идея может появиться просто ниоткуда (вдруг пришла интересная мысль), но чаще она возникает от какого-то яркого впечатления. Вот, например, мысль, о том, что мальчики влюбляются в свою гитару, видя в ней прекрасную «девушку» привела к созданию песни «Девушка-гитара».

Когда идея найдена, начинается процесс работы над формой - то  есть каким образом, какими выразительными средствами отразить эту мысль. На этом этапе происходит обдумывания вариантов. Иногда идея так захватывает, что  думаешь о ней постоянно - днем и ночью. Для окружающих все эти «творческие муки» становятся невыносимыми, так как все остальное, например, бытовые дела или еще что-то, уходит на второй план. Может быть поэтому всех творческих людей изображают рассеянными, которые «летают в облаках» или излишне раздражительными, так как они остро реагируют на все, что им мешает обдумывать идеи и представлять их воплощение. Поэтому творческим людям лучше жить одним. Близкие будут страдать от их «эгоизма», если они не понимают специфики их работы.

 

Я знаю, что с Вологдой Вас связываете немало. Почему именно этот город?

 

Действительно, с Вологдой у меня связано много. Во время своего первого приезда, лет 15 назад, я познакомился с замечательными людьми. Мне понравились эти молодые, образованные ребята, прежде всего, своим пониманием моего творчества, что в то время случалось не так часто.
Впоследствии, когда в Вологде появился замечательный клуб «Харди Гарди», я выступал с нем два-три раза в год! В 2009 году в этом клубе был записан видео концерт, который вышел на DVD.

Я часто езжу по стране с концертами, но клуб «Харди Гарди» считаю самым теплым и душевным.

Кстати,  одну из моих поездок в США организовал именно мой вологодский друг. Я выступал там на концертах вместе с замечательным музыкантом из Вологды Женей Колыхановым.

Я очень рад, что в Вологде у меня есть своя целевая аудитория. И пусть она небольшая по количеству, но она замечательная по качеству.

 

Ну и о планах на будущее, есть какие-то идеи дальнейшего творческого развития, может быть, проекты.

 

Конечно! Планы есть и более того, уже идет над ними работа.  В моем новом диске будут принимать участие лучшие музыканты страны. Хочется сделать интересную работу именно в песенном жанре, к которому я возвращаюсь после многолетнего освоения инструментальной музыки.

Презентацию диска я обязательно сделаю и в Вологде, в своем любимом клубе  «Харди Гарди».

 

Официальный сайт Дмитрия Малолетова http://dmitrymaloletov.ru