Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Эта статья адресована всем любителям музыки, кто еще не потерял веру в то, что сегодня есть немало молодых людей, творчество которых заслуживает пристального внимания. В огромном потоке информации, в котором мы живем последние годы, нам, порой, трудно ненадолго остановиться, чтобы увидеть человека, его деятельность, его творчество, его внутренний мир.К числу таких удивительных людей относится Нина Якименко - гитаристка, композитор, автор песен, поэтесса, певица, музыкальный журналист…

 

О творчестве Нины Якименко

    Если вы живете духовной жизнью, занимаетесь любимым делом, читаете, интересуетесь искусством, наукой, вы счастливы и светитесь изнутри. Именно это делает человека красивым до старости.


Нина Якименко

http://www.ninayakimenko.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глядя, на эту хрупкую, очень красивую девушку, трудно представить, что она является  кандидатом наук, что гитара для нее не просто красивая игрушка, а предмет научного исследования и всестороннего познания музыки, жизни. Имея блестящее образование - музыкальное училище, консерваторию, аспирантуру, Нина Якименко стоит на прочном фундаменте, благодаря которому музыке, стихам веришь. Ее творческая жизнь построена не на какой-то сиюминутной удаче или  везении, она  выстрадана огромным трудом, любовью к музыке, поэзии и преданности гитаре.

Я надеюсь, что эта статья поможет раскрыть внутренний мир этой замечательной творческой личности. Прочитав статью,  вы увидите, что Нина Якименко красива, и красива  не только внешне!



Дмитрий Малолетов: Гитара. Почему ты выбрала именно этот сложный мужской инструмент?

Нина Якименко: К гитаре я пришла не сразу. В пять лет родители меня отдали в музыкальную школу по классу фортепиано и, став уже сознательным человеком, я готовилась поступать в музыкальное училище как пианистка. Но в тринадцать лет, как многие подростки, я заинтересовалась гитарой, и стала играть просто для себя. Затем стала брать частные уроки, а через год уже училась в музыкальной школе не только на фортепиано, но и по классу гитары. Когда пришло время поступать в училище, я без колебаний выбрала гитару. Мне в этом инструменте нравилось всё - тембр, репертуар, музыкально-выразительные возможности, даже ощущения от игры мне приносило невыразимое удовольствие.

 

Кто в музыке (в гитаре) оказал на тебя наибольшее влияние?

Изначально меня очень притягивал блюз. Уже в тринадцать лет я по рекомендации педагогов начала читать «Рождение джаза» В. Конен, и особенно внимательно штудировала раздел о блюзе. Копируя известных блюзменов, таких как Роберт Джонсон и Би Би Кинг, я пыталась сочинять собственные блюзы на русском языке. Поэтому, когда вопрос стал о поступлении в училище, у меня уже не было сомнений, что это будет эстрадно-джазовый колледж, одно название  которого будоражило мое подростковое воображение. На вступительных экзаменах я играла классику и свой блюз. По классической гитаре училась у Заслуженного артиста Андрея Фабиановича Гарина, по электрогитаре - у Заслуженного деятеля культуры Михаила Арташесовича Суджяна и Александра Юрьевича Кутейникова. Это очень интересно в том смысле, что уже тогда мой творческий путь складывался из взаимосвязи классической музыки, джаза и  рока.

 

Расскажи об участии в конкурсах «Многоликая гитара».  В чем для тебя главная сложность участия в конкурсах?

Конкурс-фестиваль «Многоликая гитара» развивался на моих глазах. Музыканты делились опытом, общались. Это было очень интересно. Главная сложность лично для меня, наверное, в том, что мне всегда тесно в рамках каких бы то ни было конкурсов. Мне всегда хотелось создавать и играть свою музыку, развивать свой музыкальный язык. Конкурсы же подразумевают ориентированность больше на техническое исполнение и соревнование в рамках известных произведений, которые играют все.

 

Считаешь ли ты участие в конкурсах для музыканта делом полезным?  И в чем эта польза?

На ранних этапах развития музыканта конкурсы могут быть полезны. Тем не менее, участие в фестивалях не на конкурсной основе, возможно, в какой-то мере даже больше помогут раскрыть творческий потенциал исполнителя. Здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны конкурсы закаляют и испытывают музыканта, позволяют ему узнать свои возможности и мотивируют, как в спорте, стремиться с бОльшим упорством к совершенству, оттачивать свое мастерство день за днем. С другой стороны, стресс от конкурса или неудачное выступление может сильно травмировать не окрепшую психику начинающего музыканта. Я много раз видела, как на конкурсах классической гитары педагоги и родители буквально обрушиваются на ребенка с вопросами: «Почему ты взял только второе место?», «Почему ты сыграл криво пассаж?!» и далее в таком же духе. А ребенок молчит, замыкается в себе и почти плачет. Это ужасно. Музыка - это свобода, она способна раскрыть человеческий потенциал на максимум, а здесь происходит наоборот - зажим, и одному Богу известно чем это может закончится.

 

В России гитаристы с консерваторским образованием большая редкость. Расскажи о своей учебе в консерватории.

Начну с того, как я оказалась в Нижегородской консерватории. Мой преподаватель в эстрадно-джазовом училище Михаил Арташесович Суджян открыл эстрадную специализацию в Нижегородской консерватории (академии). И я продолжила учиться у него по электрогитаре на заочном отделении. Но во время учебы я все больше открывала для себя мир классической музыки, и стала испытывать непреодолимую тягу к классической гитаре. Тогда же я стала увлекаться различными синтезами жанров и стилей, слушать Ральфа Таунера, Роланда Дьенса и многих других. Активно начала искать свой путь, свое звучание, свою музыку. Школа джаза, которую я получила во время учебы в эстрадно-джазовом училище, и исполнительская классическая школа оказали огромное влияние на мое музыкальное мышление. Мне все больше нравилось экспериментировать с гармониями, ритмом, играть на классической гитаре нетрадиционными способами. Тогда же у меня появилась новая гитара - неоклассика фирмы Godin. Выглядела она в точности как электрогитара, но с нейлоновыми струнами и пьезодатчиками под каждой струной. В итоге на дипломе половина моей программы составляла моя авторская музыка, написанная для неоклассической гитары, и которая представляла собой синтез классики, джаза и фолка. Это заинтересовало профессора Владимира Николаевича Митякова и он предложил мне учиться в аспирантуре.

 

Ты защитила диссертацию, стала кандидатом наук.  Как ты смогла соединить гитару и научную работу?

Вначале я не отнеслась к поступлению в аспирантуру всерьез. Но …. Сейчас я могу смело заявить, что учеба в аспирантуре была лучшим временем учебы для меня. Это был мощный подъем в развитии. Я поступила в аспирантуру на очное отделение, на две специальности - исполнитель и теоретик-музыковед. Параллельно училась на факультете дополнительного образования по музыкальной журналистике. Тогда же стала лауреатом Международного конкурса в Питере «Виртуозы гитары» как композитор. Еще и постоянная работа над диссертацией. Нагрузки были огромные, порой температура 37,5 держалась по полгода, но всё это того стоило.

Диссертация складывалась из моего собственного пути в музыке, исполнительской практики. В процессе поиска «своей музыки» я пришла к синтезу классики с различными другими направлениями, поэтому и тема моей работы: «Акустическая гитара в диалоге с академической и джазовой традициями». В ней я выявляла, структурировала и анализировала различные музыкальные пласты, где проявляется взаимосвязь различных музыкальных культур.

На тот момент, когда я защищалась было всего четыре искусствоведческие (не педагогические) диссертации о гитаре. И все они были посвящены изучению классической гитарной музыки и русской семиструнной гитары. В своей сфере я была своего рода первопроходцем, что, безусловно, накладывало определенную долю ответственности. Я опиралась на свой музыкальный опыт, опыт своих коллег, музыкальный анализ и музыковедческие работы о джазе, блюзе. На данный момент я планирую на основе диссертации писать научно-популярную книгу о классической гитаре в современной музыке. Мне кажется она будет интересна как студентам музыкальных училищ и вузов, так и просто любителям гитарной музыки, и музыки вообще.

 

Давай теперь перейдем к твоему творчеству. Расскажи о своем первом диске «Гармония синевы»

Львиную долю произведений с этого диска я написала в последние годы учебы в консерватории, и позднее ездила на конкурсы и фестивали с этими пьесами. Помощь в записи альбома мне оказывал мой музыкальный наставник и друг Юрий Матвеев (Two Siberians). Название диска тоже имеет свою историю. В 2003 году я выпустила сборник стихов с одноименным названием - «Гармония синевы», которое означало внутреннюю гармонию, гармонию с собой и с миром.

 

Прим. О музыке Нины Якименко см. на ее сайте http://www.ninayakimenko.ru

 

Поэзия и музыка. Когда ты начала писать стихи?

Стихи пишу с детства. У нас это семейное :) Мой отец - поэт и журналист. В 13 лет я написала свой первый этюд в прозе «Самопознание», который вошел практически без изменений в мой новый поэтический сборник «Море внутри», вышедший в 2012 году.

 

Стихи и тексты песен. Разделяешь ли ты эти понятия? Имеют ли свои специфические особенности тексты песен?

Да, безусловно, стихи и тексты песен имеют свои особенности. Текст песни не должен быть очень сложным. Фонетически он должен легко петься и восприниматься на слух, быть обтекаемым, музыкальным. Его нельзя перегружать сложными символическими образами. Я стараюсь создавать тексты песен глубокими, идейными, но при этом делать это просто. В стихах же отрываюсь по полной! Очень люблю французский сюрреализм, символизм Серебряного века, я выросла как поэт на поэзии Артюра Рембо, Аполлинера, Поля Элюара, Блока и Мандельштама. Для меня поэтический образ уже сам по себе - законченное произведение, застывший взрыв, бриллиант, которому нужно придумать соответствующую огранку. Я могу часами смаковать один образ, как изысканное вино.

 

Как ты сочиняешь песни? Что у тебя сначала рождается - музыка или стихи? Или идея может выливаться в разных формах?

Бывает по-разному. Мне кажется, что если ты художник в глобальном смысле, то ты можешь владеть различными видами искусства, потому что твое художественное восприятие мира у тебя в голове, ты ограничен только техникой. У меня был период, когда я не писала ни музыку, ни стихи, и в этот момент я вдруг стала делать карандашные рисунки.

 

Откуда ты черпаешь вдохновение? Что больше всего стимулирует тебя к творчеству?

Сложно назвать что-то одно. Можно сказать у меня в целом поэтическое восприятие жизни)). Все, что я переживаю, будь то радостные мгновения или печальные, находит свое отражение в творчестве.

 

 Какое место в твоем творчестве занимает инструментальная гитарная музыка?

Гитарная музыка всегда занимала в моем творчестве первое место. Я думаю, что там, где кончаются слова, начинается музыка. С помощью инструментальной музыки можно передать тончайшие оттенки настроения, эмоции. Музыкально-выразительные же возможности гитары безграничны. Однако на сегодняшний момент мне хочется расширить свою аудиторию, быть услышанной многими людьми, и я делаю новый проект, ориентированный на песни, работаю над студийным альбомом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что для тебя сложнее - петь свои авторские песни или обработки известных джазовых тем?

Сложнее, наверное, петь свои песни. Потому что, когда ты поешь известные песни, ты уже представляешь как это нужно делать, в какой манере, где какие акценты сделать, ведь до тебя их перепело огромное количество музыкантов. В своих же песнях нужно придумывать все с нуля.

 

Ты  могла бы нарисовать портрет своей целевой аудитории? Кто он - твой слушатель?

Это очень интересный вопрос! И я, конечно, много раз задавала его себе. Думаю, что моя аудитория - люди мыслящие, успешные, верящие или желающие поверить в себя. Я бы хотела, чтобы моя музыка вдохновляла людей, чтобы прослушав песню хотелось действовать, творить, жить! Мне кажется такого искусства очень мало сейчас в России. Это либо бессмысленная поп-культура, либо что-то глубокое и даже идейное, но совершенно беспросветное. С этим сталкиваешься и в кинематографе, и в музыке, и в живописи.

 

 

Хочется поговорить о твоей работе в области музыкальной журналистики. Как ты стала ведущей ТВ-видео программы о гитаре?

С идейным вдохновителем этого проекта и генеральным директором дистрибьюторской компании Artimusic Сергеем Куприяновым я познакомилась на одном из концертов. Мы пообщались, стали дружить и сотрудничать. Я впервые услышала о гитарах Sigma от него, и теперь играю на этих инструментах с большим удовольствием.

 

Ты лицо фирмы Sigma Guitars. Как ты думаешь можно ли соединить бизнес музыкальных инструментов и искусство? И как это сделать?

Именно этим мы и занимаемся!) На канале Sigma Guitars мы не только рекламируем свой брэнд, но и даем много полезной информации по истории гитарного искусства, внутреннего устройства гитары, практические советы по настройке инструмента мн.др. К нам приходят известные артисты, которые рассказывают о себе и делятся опытом. Кроме того, у нас регулярно проходят различные конкурсы и акции, которые дают возможность молодым исполнителям показать себя, поучиться у других и получить хорошие призы). Ежегодно, совместно с продюсерским центром Тимура Ведерникова, мы проводим гитарный конкурс, приуроченный к гастролям по России одного из лучших акустические гитаристов мира - Томми Эммануэля. Финалисты конкурса имеют возможность попасть на концерт и пообщаться с маэстро. Все это очень интересно и здорово, и я очень верю в эти идеи.

 

Занимаешься ли ты педагогической деятельностью?

Да, но сейчас все меньше хватает на это времени. В основном моя педагогическая деятельность сводится к продвижению моего YouTube канала, где я систематически выкладываю видеоуроки, а также у меня есть полноценный видео курс «Как научиться красиво петь и аккомпанировать себе на гитаре». Также , я периодически провожу мастер-классы и вебинары, посвященные классической гитаре в современной музыке.

Ты выпустила очень интересный нотный сборник.  Расскажи о нем.

В конце прошлого месяца вышел тираж дизайнерского нотного сборника, в который вошли мои авторские сочинения для гитары. Идея была в том, чтобы не просто выпустить очередную скучную книжку для ботаников))), а сделать сам сборник произведением искусства, чтобы его приятно было держать в руках. Получилось красивое современное издание с лощенной бумагой и лаковыми фрагментами картинок. Каждой музыкальной пьесе предшествует авторское стихотворение. Сейчас всё больше эпоха CD дисков уходит в прошлое, поэтому важной технологической деталью, делающей издание ультра современным, является QR-код с ссылкой на Sound Cloud, который прикреплен к каждому произведению, и дает возможность прослушать музыку прямо в вашем смартфоне))

 

Ну и последний вопрос... Чисто мужской)))  Ты всегда прекрасно выглядишь? Скажи в чем твой секрет? Это гены/природа, воспитание и вкус или здоровый образ жизни?

Я думаю, что абсолютно любой человек красив и способен прекрасно выглядеть. Важно заниматься собой. И я не имею ввиду сейчас фитнес и огуречные маски)). Я говорю о внутреннем мире. Если вы живете духовной жизнью, занимаетесь любимым делом, читаете, интересуетесь искусством, наукой и пр., вы счастливы и светитесь изнутри. Именно это делает человека красивым до старости.

 

* * *

 

 

Ну что ж, уважаемые читатели, пора заканчивать. Конечно,  в рамках одной статьи очень трудно охватить всю широту творчества Нины Якименко. Я надеюсь, что вы посетите ее сайт, канал YouTube, посмотрите ее видоклипы, послушаете песни, почитаете стихи и интересные статьи о музыке и гитаре.  http://www.ninayakimenko.ru
Хочется пожелать Нине дальнейших творческих успехов!



Беседовал
Дмитрий Малолетов

 

 

 

Я думаю, что там, где кончаются слова, начинается музыка...