Дмитрий Малолетов, Dmitry Maloletov

Официальный сайт Дмитрия Малолетова

Моя жизнь - гитара

 

Интервью с одним из лучших классических гитаристов мировой гитарной сцены
 Юрием Нугмановым

 

 

Беседовал  Дмитрий Малолетов

 

https://www.nugmanov.ru

 

Д. М. Все музыканты понимают, что для реализации творческих идей гитаристу требуется высокопрофессиональный инструмент. Можешь ли ты рассказать  какие требования ты предъявляешь к гитарам на которых выступаешь на большой сцене? И чем отличается гитара самого высоко класса, от  среднестатистических добротных концертных инструментов?

 

    Юрий Нугманов: Это такой вопрос, который почти всегда рождает массу споров среди гитаристов играющих на классической гитаре. Это связано с тем, что гитарист не слышит реального звука инструмента, на котором играет. Специфика гитары такова, что верхняя дека (основная в производстве звука) звучит в зал, а не в сторону исполнителя (в отличии,  например, от рояля или скрипки). В этом смысле гитара близка человеческому голосу - мы тоже слышим свой голос не так, как его слышат окружающие.

   Ещё одна причина споров, это то, что гитаристы играют, если можно так выразится, голыми руками, то есть тактильные ощущения очень важны для контакта с инструментом, для ощущения звука и управления нюансами. Здесь кроется противоречие между удобством игры и реальным звуком, который производит инструмент.

   Наконец, какая же гитара нужна? Сейчас изготовление гитар во многом пошло на поводу у гитаристов, которым нужен громкий звук, максимально выровненный, а главное, громкий звук при слабом звукоизвлечении. Типа, играть лежа на диване, а звук как на концерте.

При изготовлении таких гитар используется идея банджо - тяжелый корпус и очень легкая и тонкая дека (клеенная, с углеволокном и тому подобное). Но эти технологии стремятся уничтожить переходные регистры, которые на мой взгляд придают звуку гитары жизнь и неповторимость тембра.

   Получается и здесь спор, какую гитару считать высокого класса? И как выбрать гитару высокого класса, если сам толком не можешь достать из неё этот "высокий класс"? Цена редко выражает напрямую достоинства инструмента, это если ориентироваться просто на высокую цену. Это как спросить, какой автомобиль нужен для самой высокой скорости, а ответ такой, а сможешь ли ты рулить автомобилем на скорости 300 км в час? Все эти разногласия усугубляются субъективными пристрастиями к той или иной музыке, чего нет в профессиональной среде таких инструментов как фортепиано, скрипка, духовые и вообще всех инструментов симфонического оркестра. Солистом в этой среде не может считаться музыкант который например говорит, этот концерт я не могу играть в авторском темпе. Развитие инструмента  определяется уровнем репертуара, исполняемого на нем.

    Значит и требования к инструменту каждый определяет в силу своих знаний, опыта и мастерства. Моё мнение таково, если мне попала в руки гитара такая же, как у исполнителя, на которого я бы хотел ориентироваться, то требования приходиться предъявлять к самому себе, если инструмент не звучит так, как должен звучать или я не могу исполнить на ней репертуар этого исполнителя.

 

Д. М. Как ты считаешь дорогая профессиональная гитара может помочь не очень подготовленному музыканту? Другими словами, можно ли за счет хорошего инструмента  компенсировать недостатки звукоизвлечения и других технических элементов игры?

 

Ю. Н: Нет, я считаю что неподготовленному исполнителю нельзя компенсировать недостаток мастерства хорошим инструментом, недаром говорят: "У него любое бревно звучит", то есть мастерство стоит на первом месте. Но гитара высокого уровня может помочь увидеть свои недостатки, помочь подсказать направление работы к их устранению. И безусловно, на определенном этапе, отсутствие хорошего инструмента может стать непреодолимым препятствием к дальнейшему росту исполнительского мастерства.

 

Д.М. Ты много выступал на сценах многих стран мира, в частности в Карнеги Холл (США). Я слышал, что классические гитаристы по традиции выступают в этом зале без подзвучки микрофонами, чисто акустическим звуком.

Можешь ли ты рассказать специфику выступления в этом зале?

 

 Ю. Н:   Есть яркие субъективные впечатления от игры в Карнеги Холле, которые я, честно говоря не ожидал. В основном эти впечатления понятны и близки тем, кто очень много работал в разных условиях - от промысловых теплоходов и производственных цехов до престижных залов.

    Это отдельная тема….

А конкретно этот, один из трех основных залов Карнеги Холла где я выступал, какой-то особой специфики не имеет, так как это общая специфика исполнения без усиления для всех залов - необходимость «раскачивать» гитару, то есть играть громко. То есть использовать не динамику - "громко, тихо", так как тихо в таком зале означает беззвучно, а использовать тембр и штрихи. Собственно, играть тихо могут все, играть громко гораздо труднее, требует большего умения играть в зале и тратить больше сил для того, чтобы посылать звук в последние ряд, потому что, чем больше зал, тем крупнее и шире должны быть все нюансы.

 

Д.М. И это очевидно и  отличает уровень музыкантов.  Юрий спасибо за интервью. Я надеюсь, что мыслящие гитаристы найдут в нем полезную информацию.
13 ноября 2018г.  Московском мюзик-холле пройдет твой юбилейный концерт - 35 лет на сцене. Можешь ли ты рассказать, что ждет зрителей на этом вечере?

 

Ю. Н: На концерте 13-го ноября в Мюзик-Холле я постараюсь сыграть разнообразную программу, прозвучит на гитаре классическая, испанская, латиноамериканская, русская музыка. А также вокальная музыка на стихи современных поэтов и поэтов "Серебряного века".

А мои коллеги и друзья, замечательные и известные музыканты, которым я глубоко благодарен за желание выступить в этом концерте, исполнят свои композиции и известные джазовые произведения.